“Вспоминаю детство безмятежное и глаза похожие на мед, руки моей мамы нежные, голос папы и его черты…»

 

Мы,  маленькие девчушки, две сестрички, воспринимали мир через своих родителей, свою семью так же, как потом наши дети, и наш, только познающий этот мир, внук. От того, какой это мир внутри семьи и зависит, как мы его принимаем. Чем он более позитивный, открытый и гибкий, тем проще детям к нему адаптироваться и в нем существовать.

Наверное,  у каждого человека есть воспоминания детства, о которых не хочется вспоминать. Есть они и у меня. Как долго память хранит их, и снова и снова ты перелистываешь книгу своей памяти и расстраиваешься, если они стоят на пути. Что удивительно – хороших воспоминаний намного больше, но определенный негативный опыт остался в каких-то клетках внутри моего я, и иногда подсказывал мне, как поступать… Конечно, сегодня мы сами бабушки, и кажется таким странным, что я о них думаю. В каком то смысле это предупреждение о том, что родителями, как и бабушками, не рождаются – это большой и долгий путь. Истоки этого опыта в нашем детстве.  Нельзя относиться к своим детям по разному, даже если к одному лежит душа больше. Дети это не забывают. Вот не на что мне обижаться, все было вдосталь, и тепла и любви, но когда в семье растут две одинаковые девочки,  или два ребенка, пусть даже разного возраста, надо всегда это помнить, чтобы не выделять  одного и не принижать другого.  Мы с моей сестричкой были очень близкими, всегда с момента нашего рождения, и физически не расставались, пока не вышли замуж. Сегодня, с высоты моего возраста, я могу признаться, что это мой лучший подарок в жизни. Я абсолютно уверена, что и моя половинка считает так же. Мы очень близки, но и очень разные, что никогда не мешало нам понимать друг друга… Когда мы росли,  мы тоже различались, например я была очень общительной, имела много школьных друзей, всем увлекалась, была страшно любознательной и все, что делала, все было для меня серьезно: если нравились стихи, то пробовала себя в декламации, и даже выиграла несколько конкурсов. Если мне было интересно с людьми и очень хотелось помогать, то я по жизни была комсоргом, от маленького класса до целого потока в медицинском институте  числом 300 человек. Если я чем-то интересовалась, например, готовилась в мед. институт с преподавателями по физике и химии, то старалась закрепить эти знания в классе, помогая учителям вести уроки. Я пробовала себя и в музыке и в пении, думаю, на 4-ку. Зато моя половинка меня обскакала в талантах. Она  была всегда более музыкальной, очень хорошо пела, да и весь ее облик был прекрасен! Она серьезно занималась музыкой и готовилась  к музыкальной карьере. Это была мечта нашей мамы, чтобы девочки  умели играть, петь, танцевать. Очень сожалею, что после травмы головы я не смогла вернуться в музыкальную школу, и никто из близких не настоял.

У меня вдруг оказалось много свободного времени, и я была занята своими общественными делами, помощью отстающим, и своим собственным образованием. Наша мама все время болела и не могла много ходить, папа был всегда занят и служил где-то далеко за городом, поэтому мне вверялись многочисленные дополнительные обязанности, в то время когда моя сестричка зубрила этюды Черни. Я должна была провожать ее в муз. школу и встречать в вечернее время. Время было позднее и было страшновато. Я помню как однажды, на обратном пути, в нашем дворе ко мне привязались хулиганы, и только вмешательство соседей и моя яростная атака  булко,й купленной в хлебном магазине, спасла меня от больших неприятностей. Помню, когда я в расстроенных чувствах пришла домой, то моя мама решила, что я не довела  Аллу и бросила ее по дороге, подвергнув опасности, и даже ударила меня по щеке в наказание… Как это было несправедливо, как долго память об этой обиде жила в моей душе! Мама всегда больше беспокоилась о моей сестричке, чем обо мне, наверное, в силу того, что она чуть не умерла  во время рождения и была слабенькой, часто болела и требовала к себе повышенного внимания. И очень скоро я увидела результаты такой разницы в отношении… Моя сестричка-лисичка умела вовремя спрятаться за пианино, делая большие невинные глаза, мол занята я и не мешайте гению! Поэтому все шишки доставались мне и только мне. Папа время от времени начинал подозревать, что тут не все чисто, но маму было не так просто переспорить, особенно когда дочка старательно занималась.

На самом деле все это были мелочи, которые не помешали нам быть близкими, любить и поддерживать друг друга всю жизнь и быть навсегда благодарными своим родители!

Написала и расстроилась… Имеет ли это такое значение для моей жизни? Наверно, имеет, иначе почему попросилось выйти на бумагу? Я все свою жизнь была защитой для моей сестрички, а позже нашла в ней лучшего всепонимающего и мудрого друга!  Я уверена, что Я уверена что моя мама тоже помнила свою неадекватную и обидную реакцию. И это еще один урок жизни – не таите от своих детей сделанные вами ошибки, не бойтесь уронить себя в глазах детей тем, что извинитесь. Дети всегда должны ощущать эмоциональную безопасность, исходящую от их родителей – это позволяет им расти уверенными в себе и своей безопасности.

Наверное, в каждой семье есть свои истории, своя педагогика и свои обиды. Я стала врачом, и много работаю с людьми из разных возрастных групп. Это всегда заметно, и можно всегда с достаточной точностью рассказать, если детство было счастливым, а родители заботливые и любящие.

 Уверенность в себе – очень важное качество, которое  тоже пришло к нам из детства. Наша мама жила нами, своими детьми, и хотя  контролировала наш каждый шаг и вдох,  смогла показать нам пример безусловной материнской любви, пример истинного самопожертвования. Эти уроки не прошли даром, и я уверена, что  наши дети будут помнить не только наши ошибки, но и  нашу родительскую любовь и преданность.

Наша мамочка была очень слабенькой, поэтому мы с детства привыкли помогать дома и делать все, что необходимо. Нам это очень пригодилось в жизни, мы не могли вырости эгоистами, так как с детства ухаживали за нашей слабенькой мамочкой и помогали ей во всем.

Когда я вспоминаю наше детство, несмотря на мамино постоянное нездоровье и папину занятость, мы росли счастливыми детьми и были обласканы теплом, заботой и любовью.

 Я все время пишу и вспоминаю маму, она все время в моей душе и мне кажется что я постоянно чувствую ее присутствие и слышу ее ободряющий голос.

Но настоящим героем в нашей семье, героем невидимого фронта, молчаливого, всегда позитивного и ровного, был наш папа, без которого наш корабль недалеко уехал бы. Капитаном была наша мама, которая создавала погоду в нашей семье, а папа был всем остальным – и штурманом, и коком, и корабельным юнгой и, конечно, самим кораблем.  Он один зарабатывал нам всем на жизнь, помогал по хозяйству, был нам порой и няней, и мамой , и бесконечно терпеливым и добрым папой. Он никогда не жаловался на свою судьбу, хотя папина мама, наша бабушка Слава, все время корила его за его преданность и рекомендовала найти замену нашей маме. Я думаю, что у папы была нелегкая жизнь, ему приходилось во многом себе отказывать, и когда он бывал дома после командировок на секретные полигоны по всей стране, он всегда старался быть рядом и подставлять руки. С одним ребенком нелегко, а с близнецами и больной женой было ох как не просто.  Хочется верить, что мы были хорошие девочки и не доставляли нашим родителям много проблем.

Удивительно, но наши родители никогда не рассказывали нам о своем детстве и юности,  которая выпала на военные годы. Наверное, им было тяжело вспоминать. Мы знаем, что мама помогала распределять эвакуировавшихся по вагонам, отъезжающими из города Ровно, и загрузила свою семью только после того, как вагон был полностью заполнен. Отрывками из родительских воспоминаний мы узнавали подробности этого великого переселения народов, и все это вызывало чувство боли и горечи за молодое поколение, попавшее в такой котлован, из которого так многие и не вернулись. В каждой семье переживших войну есть свои военные воспоминания, свои потери, своя трагедия…

Папа был немного моложе мамы, и они бежали из Сталинграда тоже на Урал, где в дальнейшем и сошлись их дороги.

Только недавно стали мы интересоваться историей нашей семьи, и так горько, что много не узнаешь, не спросишь маму или папу. Слава богу, у нас есть наша тетя в Израиле, и я пристаю к ней с вопросами. Пусть живет наша тетя долгие годы и радует нас своей жизнерадостностью и  добротой. У нашей мамы было две сестры, мама была старшая, и я думаю, что любила покомандовать. Она всегда брала на себя роль старейшины и руководила коллективом. Мне иногда кажется, что наша мама в силу своих недугов так и не смогла полностью раскрыть свои таланты и способности. В ней жил лидер, к ее суждениям прислушивались и уважали.

 Вот и нам повезло  с нашей мамой, мы рано поняли, как необходимо тепло, уважение и любовь в семье, как влияет семейная атмосфера на детей, становление их характеров и даже их будущие успехи. Как важно чтобы родители никогда не ссорились перед своими детьми, какая бы причина не была. Дети впитывают и очень рано и копируют своих родителей – как они говорят, переживают, делятся своими переживаниями, вместе плечо к плечу растят своих детей, заботятся о  своих старших… Наш взрослый выбор спутников жизни тоже во многом был определен примером, который мы видели перед глазами.

Я очень хорошо помню, что мечтала, чтобы мой муж был как мой папа, серьезным и ответственным человеком, который бы не боялся трудностей и был бесконечно преданным своей семье.  И так оно и получилось. Наш отец для нас обеих был и навсегда остается примером преданности. Будучи очень занятым ученым,  он пользовался большим уважением в своей среде, при этом оставаясь  бесконечно терпимым, понимающим и очень добрым к своим родным, семье и друзьям. Мы очень хорошо помнили, как много друзей родителей  нас всегда окружало, как нас без конца приглашали в гости и как всегда было интересно и весело.

Самым главным качеством в семье должно быть взаимное уважение. Этот постулат мы изучили и потом проверили в своих семьях. Когда дети растут в семье, где родители уважают друг друга, не унижают себя разборками перед детьми и стараются всегда сохранять позитивную обстановку, это обязательно скажется и на их детях и на  их будущих семьях.

Мы умнеем с возрастом, и сегодня мне больно от других воспоминаний… Достаточно ли внимания наши родители получали от нас? Смогли ли мы показать свою любовь и преданность  до того, как они нас покинули?

Наша мама ушла, когда моей младшенькой было всего три месяца, и успела она только увидеть ее и порадоваться, что в семье появилась внученька. Как жаль, что моя дочь не знает и не помнит свою бабушку Иру. Но тем не менее, она привезла браслет из Иерусалима с молитвой в память о своей бабушке. Не передать, как мне было это приятно.

Я уверена что наши родители где-то сверху наблюдают за нами и, как и раньше, подсказывают иногда решения трудных жизненных задач, и посылают нам свою любовь разными способами… то солнечный лучик, то вдруг подул  с моря легкий бриз, то дорога,  которая казалась такой длинной и трудной, вдруг оказалась и не дорогой вовсе,  а аллеей  с могучими дубами, и  вела она к цветущим садам, которую мы одолели с удовольствием и без напряжения.

Поэт, творчеством которого я интересовалась с детства, написал прекрасные стихи «Покаяние родителям», которые близки и  понятны практически каждому человеку, когда-то бывшему ребенком.

 

Когда они уходят в тишину,
Туда, откуда точно нет возврата,
Порой хватает несколько минут
Понять – о боже, как мы виноваты…

И фото – черно-белое кино.
Усталые глаза – знакомым взглядом.
Они уже простили нас давно
За то, что слишком редко были рядом,

За незвонки, невстречи, нетепло.
Не лица перед нами, просто тени…
А сколько слов напрасно утекло,
И не о том, и фразами не теми.

Тугая боль – вины последний штрих – 
Скребет, изводит холодом по коже.
За всё, что мы не сделали для них,
Они прощают. Мы себя – не можем…

                                                Эдуард Асадов